Сегодня 26 июня 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (24.12.2010)

PDFПечатьE-mail

РИА «Новости» 24.12.10г.

Госдума РФ рассмотрит антикризисный отчет правительства за 9 месяцев

МОСКВА, 24 дек - РИА Новости. Госдума на последнем пленарном заседании осенней сессии в пятницу рассмотрит антикризисный отчет правительства РФ за девять месяцев 2010 года.

С основным докладом выступит первый вице-премьер Игорь Шувалов, с содокладом - вице-премьер Александр Жуков. От Центробанка информацию представит глава ЦБ Сергей Игнатьев.

На антикризисные мероприятия в 2010 году из федерального бюджета предусмотрено 295 миллиардов рублей. При этом на 1 октября 2010 года было потрачено 79,2% к утвержденным бюджетным ассигнованиям - 233,7 миллиарда рублей.

Положительное сальдо внешней торговли РФ в январе-сентябре 2010 года увеличилось на 34,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составило 123,6 миллиарда долларов, следует из антикризисного отчета.

Положительное сальдо внешней торговли за девять месяцев 2009 года - 91,7 миллиарда долларов.

В документе отмечается, что экспорт РФ в сентябре текущего года возрос до 32,6 миллиарда долларов, а импорт - до 23,5 миллиарда долларов. За восемь месяцев 2010 года эти показатели составляли 250,3 миллиарда долларов и 135,8 миллиарда долларов соответственно.

В январе-августе текущего года рост положительного сальдо к аналогичному периоду прошлого года составлял 45,8%.

В отчете также сообщается, что, по предварительным данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, экспорт из стран дальнего зарубежья в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года в стоимостном выражении увеличился на 13,4%, а импорт - на 38,7%.

При этом в документе отмечается, что сентябрьский импорт по отношению к августу текущего года сократился на 2,9%, "что связано, прежде всего, с сокращением импортерами фармацевтической продукции закупок в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем (в 3,6 раза)".

Госгарантии по кредитам

Из отчета также следует, что в Минфин за девять месяцев текущего года обратилось 118 организаций для получения 159 госгарантий РФ на общую сумму 277,54 миллиарда рублей.

"По состоянию на 1 октября 2010 года, предоставлено 128 государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 234,28 миллиарда рублей, что составляет 84,4% от общего объема поступивших обращений о получении гарантий", - говорится в документе.

Указанные госгарантии предоставлены по кредитным договорам на общую сумму 434,73 миллиарда рублей. При этом 12 госгарантий на сумму 16,52 миллиарда рублей возвращены в Минфин в связи с исполнением принципалами своих обязательств по кредитным договорам.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам сделал ряд критических замечаний к отчету правительства. В частности, в отчете отсутствует информация о финансировании субсидий регионам на борьбу с безработицей в сумме 88,4 миллиарда рублей. Нет информации о расходовании 9,97 миллиарда рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также о предоставлении субсидий российским банкам на возмещение выпадающих доходов по автокредитам физлицам.

Кроме того, комитет отметил, что не финансировалось возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение, которые были получены организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения.

Не были профинансированы потери в доходах РЖД, связанные с установлением исключительных тарифов на перевозку зерна и муки, в сумме 2 миллиарда рублей.

Часть вопросов были профинансированы на очень низком уровне, отмечают депутаты: так, софинансирование инвестпроектов в моногородах - всего на 0,06%.

Также комитет отметил, что, хотя ставка рефинансирования сейчас составляет 7,75%, средняя процентная ставка по банковским кредитам для организаций сложилась к настоящему времени на уровне 9,7%, а для населения - 26,6%. Таким образом, кредитные ресурсы для населения остаются дорогими.

Вместе с тем комитет отметил положительный эффект программы утилизации старых автомобилей. В рамках этой программы было реализовано 270 тысяч автомобилей отечественного производства.

В третьем квартале 2010 года ЦБ приостановил снижение ставки рефинансирования и других своих процентных ставок, поскольку их уровень обеспечивает баланс между необходимостью проведения стимулирующей денежно-кредитной политики и основными макроэкономическими рисками, отмечается в заключении комитета по финансовому рынку.

При этом в июле-сентябре ситуация на внутреннем валютном рынке оставалась стабильной, а курсовая политика Банка России по-прежнему была направлена на обеспечение устойчивости рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, говорится в заключении.

Комитет поддерживает принимаемые ЦБ меры по сокращению использования некоторых антикризисных инструментов при одновременном развитии и расширении традиционных инструментов рефинансирования банковской системы.

Предупреждение банкротства банков

В третьем квартале 2010 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) совместно с ЦБ продолжало осуществлять меры по предупреждению банкротства 11 банков.

Как отмечает думский комитет по финансовому рынку, всего с момента принятия закона о дополнительных мерах для укрепления стабильности финансовой системы АСВ осуществляло меры по предупреждению банкротства 18 банков.

В трех банках к началу 2009 года были завершены меры по передаче вкладов физических лиц и эквивалентного размера имущества в финансово-устойчивые банки и лицензии на осуществление банковских операций у этих банков были отозваны.

Из оставшихся 15 банков по состоянию на 25 октября 2010 два банка присоединились к другим банкам, а еще два завершили меры по финансовому оздоровлению и действуют в общеустановленном порядке.

Всего на финансирование процедур реструктуризации фактически использовано 330,8 миллиарда рублей, в том числе полученных в ЦБ заемных средств - 190,3 миллиарда рублей и за счет имущественного взноса Российской Федерации в АСВ - 140,5 миллиарда рублей. По состоянию на 25 октября 2010 года, задолженность АСВ перед ЦБ составила 114,6 миллиарда рублей, уменьшившись за третий квартал на 13,4 миллиарда рублей, отмечается в заключении комитета.

Займы

Кроме того, в третьем квартале 2010 года была завершена антикризисная программа по предоставлению Внешэкономбанком кредитов в иностранной валюте для погашения или обслуживания займов, полученных российскими организациями от иностранных финансовых институтов до 25 сентября 2008 года.

В рамках этой программы всего за период с октября 2008 по конец 2009 года Внешэкономбанком было выдано 11,6 миллиарда долларов кредитов десяти организациям.

К 1 октября 2010 года все кредиты полностью погашены заемщиками и средства ЦБ, размещенные на депозитах Внешэкономбанка и являющиеся источником фондирования этих операций, возвращены Центробанку в полном объеме, говорится в заключении комитета.

  

ИА «Оружие России» 24.12.10г.

Силовики будут сдавать отпечатки пальцев

Сотрудники российских силовых структур и некоторых других ведомств будут обязаны сдавать свои отпечатки пальцев. Как сообщает "Интерфакс", соответствующий приказ подписан главами 14 ведомств и зарегистрирован в Минюсте. Дактилоскопия будет обязательна для сотрудников МВД, Минобороны, МЧС, министерства транспорта, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Ространснадзора и Росавиации.

Кроме того, отпечатки пальцев будут взяты у уволенных из ФСБ, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы и органов внешней разведки Минобороны. Специальный информационный массив отпечатков пальцев будет вести МВД. Собственные банки отпечатков пальцев будут иметь также ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН и ФНС. Дактилоскопическая информация будет храниться до достижения 80-летия обладателя отпечатков пальцев или до установления факта его смерти.

  

ИА «Pilot on-line» 23.12.10г.

Дактилоскопия для всех сотрудников российских силовых структур будет обязательной

В Минюсте зарегистрировали приказ о том, что сотрудники российских силовых структур и некоторых других ведомств должны сдавать свои отпечатки пальцев.

Обязательной дактилоскопия будет для сотрудников министерства внутренних дел, министерства обороны, министерства чрезвычайных ситуаций, министерства транспорта, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Ространснадзора и Росавиации.

По мимо этого, отпечатки пальцев возьмут у людей, уволенных из Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы и органов внешней разведки Минобороны.

МВД будет вести специальный информационный массив дактокарт. Собственные банки отпечатков пальцев будут также у ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН и ФНС. Дактилоскопическую информацию планируют хранить до достижения 80-летия обладателя отпечатков пальцев или до установления факта его смерти.

  

«Парламентская газета» 24.12.10г.

Гайки ослабят, чтобы сильнее закрутить

Резко возросшему во второй половине текущего года бегству капитала должны противодействовать совместные усилия четырёх ведомств – Центрального банка, Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной налоговой службы (ФНС) и Росфинмониторинга.

По прогнозам, «утечка» валюты из страны превысит за год 20 миллиардов долларов, что, разумеется, не может не вызывать беспокойства у власти. При этом не секрет, что она очень часто реализуется в форме псевдоинвестиций, банального невозврата валютной выручки от внешнеторговых контрактов или же в форме оплаты контрабанды. В связи с чем в ноябре Центробанк и Правительство РФ подготовили ряд изменений в валютное законодательство, позволяющих перейти к сплошному контролю возврата валютной выручки экспортёрами. Это должно противодействовать «серому» экспорту капитала и оплате «серого» импорта. В дополнение к этому с марта будущего года с ряда операций банков для налоговых, таможенных органов и Росфинмониторинга снимается режим банковской тайны. Полностью система сплошного валютного контроля операций должна заработать к середине 2011 года.

А теперь о деталях. Центробанк в рамках запланированных на начало 2011 года мероприятий по резкому ужесточению валютного контроля за крупными сделками объявил о частичной либерализации режима контроля мелких экспортных сделок. На своём сайте 13 декабря ЦБ опубликовал проект трёх указаний, целью которых является расширение поля некрупных валютных сделок, осуществление которых не требует прохождения всех требуемых законом процедур валютного контроля. При этом порог суммы сделки, на которую не требуется открывать паспорт, увеличивается с 5 тысяч долларов до 50 тысяч, а срок оформления паспорта сделки увеличивается с 7 до 15 дней. Что касается уже открытых в 2010 году и ранее паспортов сделок на сумму до 50 тысяч долларов, то их можно будет закрыть в упрощённом порядке.

На первый взгляд, ужесточение валютного законодательства – это как бы странное решение, однако всё дело в том, что тотальный валютный контроль – дело крайне дорогостоящее и затратное по времени. В связи с этим основное внимание контролёров предлагается перенести на контракты с крупными суммами.

Впрочем, послабления на самом деле будут незначительными. В части предоставления нерезидентами и резидентами взаимных кредитов Центробанк лишь немного упростил правила – лимит «бесконтрольных» операций по кредитным сделкам, как и раньше, определяется суммой до 5 тысяч долларов. Изменения касаются контрактных взаимоотношений, порог по которым поднят в десять раз – до 50 тысяч долларов. Аналогичные изменения предполагается внести и в положение ЦБ от 1 июня 2004 года №258-П, описывающее порядок создания самих паспортов сделок: они не требуются при сделках на сумму до 50 тысяч долларов. Проект изменений в инструкцию ЦБ от 15 июня 2004 года №117-И, описывающую порядок предоставления банкам подтверждающей информации по паспортам сделок и валютным операциям, увеличивает сроки подачи необходимых для оформления паспорта документов с 7 до 15 рабочих дней.

Не остался в стороне от усиления валютного контроля и Минфин, который 18 ноября опубликовал проект поправок к законам №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Они должны дополнить ранее подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля». Нормативная база формируется таким образом, чтобы создать новую эффективную модель контроля госорганами «серых» операций с капиталом и импортом и экспортом товаров и услуг.

Поправки в Закон №173-ФЗ устанавливают единые правила оформления резидентами РФ паспортов внешнеэкономических сделок, их перевода в другой банк и закрытия. Здесь стоит отметить: лазейки для лжеэкспортёров и лжеимпортёров, связанные с переводом паспортов, стали популярны после 2007 года. В соответствии с новыми нормативами ФТС будет обязана требовать номера стандартизуемых законом паспортов сделки у участников внешнеэкономической деятельности, а также сообщать органам и агентам валютного контроля в электронном виде данные о фактическом ввозе и вывозе товаров на границе РФ. Причём эти сведения станут открыты для ФНС, ЦБ и Росфинмониторинга. Единая система будет электронной, а документы в ней будут иметь юридическую силу. Минфин также предполагает ограничить возможности запроса документов у участников ВЭД контрольными органами кругом документов из обычного документооборота компаний.

Использование механизма сопоставления «денежной» и «товарной» части внешнеторговых контрактов позволит контролирующим органам активно бороться с двумя главными схемами теневого сектора внешней торговли – с так называемым «транзитом» и с «серым» импортом. Первый предполагает вывод денежных средств за границу посредством фиктивного импорта товаров, услуг, иных активов и прав интеллектуальной собственности, в лжеоплату которых средства перечисляются за пределы РФ. Второй предполагает оплату по сходным схемам поставок в РФ товаров, ввезённых по заниженной стоимости или контрабандно. Стоит напомнить и тот факт, что на схеме лжеэкспорта построены популярные криминальные схемы возврата экспортного НДС из бюджета.

Впрочем, помимо изменений в валютном контроле в части документооборота, Правительство РФ параллельно планирует ужесточить и уголовную составляющую, которая станет одной из мер усиления борьбы с коррупцией. Так, поправки Минфина предполагают автоматическую криминализацию невозврата валютной выручки посредством переквалификации с пока ещё трактующегося по статье 193 УК РФ на статьи 174 и 174.1 УК РФ, которые накажут за «отмывание денежных средств» лишением свободы на срок до десяти лет.

Реальную эффективность предлагаемых мер мы сможем оценить в следующем году, но, судя по широте их охвата и взаимосвязанности, сбои в работе теневых денежных насосов гарантированы.

Александр Садовников

  

«Коммерсант» 23.12.10г.

Журналам вернули бумагу

Импортеры снова получат льготы на ввоз мелованной и газетной бумаги для коммерческой прессы, которых лишились в октябре: пошлина, которая сейчас составляет 5% и 15% соответственно, будет обнулена. Федеральная таможенная служба (ФТС) пересмотрела трактовку Флорентийского соглашения, регулирующего льготный ввоз культурных материалов,— на этот раз в пользу издателей.

На прошлой неделе Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и ФТС удалось достигнуть договоренности по льготам на ввоз мелованной и газетной бумаги, рассказали “Ъ” в Московском полиграфическом союзе. 16 декабря ФТС разослала по своим подразделениям письмо (имеется в распоряжении “Ъ”), которым утверждает новую форму подтверждения Роспечатью характера ввозимых товаров для их освобождения от пошлины и отзывает письмо от 29 сентября, отменявшее льготы на ввоз бумаги для производства печатных СМИ.

Льгот на ввоз мелованной и газетной бумаги издатели лишились с 1 октября этого года. До тех пор беспошлинно ввозить бумагу импортеры могли согласно межгосударственному Флорентийскому соглашению от 26 ноября 1976 года (Россия присоединилась к нему в октябре 1994 года), регулирующему обмен книгами, публикациями и материалами просветительного, научного или культурного характера. При этом они ссылались на пункт приложения, включающий в себя «печатные документы или доклады некоммерческого характера», материалы для которых освобождаются от пошлин. Но в конце сентября ФТС разослала по своим подразделениям письмо, согласно которому коммерческая пресса под действие этого пункта попадать не должна.

В октябре члены Московского полиграфического союза направили министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву письмо, в котором просили возобновить действие Флорентийского соглашения. Пошлина на ввоз мелованной бумаги сейчас составляет 5%, газетной — 15%. Эти затраты ложились на плечи издателей и полиграфистов, которые несли убытки и были готовы переводить печать за границу и повышать розничные цены на продукцию, указывалось в письме.

«Мы рады, что ситуация с трактовкой Флорентийского соглашения разрешилась. Для российской медиаиндустрии это очень важно, так как последствия отмены льгот могли бы быть для рынка катастрофическими»,— отметил вице-президент Московского полиграфического союза Андрей Сулейков.

Павел Белавин

  

ИА «Альянс Медиа» 23.12.10г.

Территориальные ТПП должны увеличивать спектр услуг для граждан и бизнеса

22 декабря в ТПП РФ прошло заседание Совета руководителей торгово-промышленных палат. Во вступительном слове глава ТПП РФ Евгений Примаков затронул тему диверсификации услуг, оказываемых территориальными палатами. «В свое время нам было предоставлено право оформления сертификатов происхождения товаров, - сказал он, и это направление палаты активно развивали. - Теперь, после создания Таможенного союза (ТС), эта услуга в рамках ТС становится менее востребованной. Нужны новые источники дохода».

   Он отметил, что перспективно мыслящие руководители ТПП давно занялись этой темой, и некоторые палаты сегодня оказывают до ста услуг бизнесу.

   По мнению Евгения Примакова, надо, в частности, активнее работать над расширением спектра образовательных услуг. Это очень важное направление, поскольку в стране ощущается острый дефицит кадров для модернизации экономики; среднее кадровое звено практически отсутствует, высшая школа часто готовит специалистов, в которых экономика сейчас не нуждается.

   Надо также развивать услуги, направленные на создание цивилизованного потребительского рынка «На Западе добровольная сертификация товаров и услуг весьма развита, а жестким контролером качества является общество; это правильное направление и для нас, и для палат, для обществ потребителей здесь огромное поле деятельности», - цитирует слова Е.Примакова пресс-служба ТПП РФ.

   С основным докладом выступил вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он заявил, что следует вести постоянный мониторинг уже оказываемых и потенциально возможных услуг, обращая внимание на формируемое законодательство, которое создает потребности в новых услугах, на появляющиеся потребности бизнеса, на развитие или трансформацию традиционных для палат услуг.

   Ведущие палаты осваивают современные подходы, позволяющие предлагать бизнес-структурам не единичные или разовые, а действительно комплексные услуги.

   Так, в Московской ТПП создан и успешно работает Межрегиональный коммерческий центр, освоивший, можно сказать, гамму услуг по продвижению на российский и международные рынки продукции, технологий, включая патенты и «ноу-хау». Центр уже вышел на самоокупаемость и приносит солидные взносы в бюджет Московской ТПП.

   Растет экономическая эффективность услуг в сфере инвестиционного проектирования и оценочной деятельности, уже не первый год взятых на вооружение ТПП Краснодарского края. Среди палат Поволжья схожую сервисную площадку около 10 лет осваивает ТПП Республики Мордовия. Среди палат Уральского федерального округа интересными наработками по экспертному сопровождению инвестиционных проектов располагает Ямало-Ненецкая ТПП.

   В то же время известно немалое количество видов услуг, которые пока не освоены, считает С.Катырин. Например, на интернет-сайте ТПП РФ следует создать специальную страницу, где размещались бы паспорта инвестиционной привлекательности регионов, городов и муниципалитетов. Вообще такая услуга на уровне территориальных и муниципальных ТПП пока обрела постоянное место только в практике работы Тверской палаты.

   Также, по мнению вице-президента ТПП РФ, следует активно готовиться к выполнению такой важной услуги, как энергоаудит. Нужно добиваться права осуществлять энергетическое обследование, здесь аудиторские компании ожидает гигантский объем работы. Только в Москве в течение ближайших трех лет предстоит провести энергоаудит около 20 тысяч объектов. В том или ином виде энергоаудит будут вынуждены проходить все бизнес-структуры, и здесь - широкое поле для приложения ТПП своих возможностей, а, следовательно, дополнительные возможности для увеличения доходов.

   Ряд территориальных палат, сказал Сергей Катырин, смогли занять прочные позиции на рынке социальных услуг, то есть там, где Россия еще заметно отстает от развитых стран мира. Неплохо занимаются, к примеру, предоставлением образовательных услуг республиканские палаты Удмуртии и Чувашии, Пермская ТПП, палата Набережных Челнов и региона Закамья, ТПП г.Тольятти, группа муниципальных палат Подмосковья.

   С.Катырин отметил начинание Брянской палаты, которая практикует выдачу сертификатов доверия работодателям. Это начинание заслуживает поддержки и по той причине, что в ближайшее время по задумке правительства будет проведена аттестация абсолютно всех рабочих мест и каждое место получит определенный класс опасности. Расходы по аттестации рабочих мест, наряду с бюджетом, понесут и работодатели, а в проведении самой процедуры аттестации будут широко задействованы независимые экспертные организации.

   Существенные перемены, произошедшие за последний год в сфере государственного регулирования рынка в целом и предпринимательской деятельности, в частности, обязывают систему ТПП во многом по-новому выстраивать свою работу в области экспертных услуг. В настоящее время АНО «Союзэкспертиза» и экспертные подразделения многих территориальных палат фиксируют увеличение обращений по вопросам добровольной сертификации продукции, в первую очередь потребительских товаров, направляемых в сферу торговли. Помощниками экспертных организаций оказались торговые сети, которые отказываются выставлять на своих полках продукты, не имеющие сертификатов.

   Сергей Катырин обратил внимание на проблему совершенствования информационных услуг, оказываемых палатами юридическим и физическим лицам. Эпицентр этой работы сместился в сферу электронных торгов по размещению государственного заказа.

   На базе Волгоградской палаты образован Центр по координации информационных и образовательных программ, где ведется подготовка специалистов территориальных палат, которые будут непосредственно заниматься обучением заказчиков и участников размещения госзаказа навыкам работы на электронных площадках.

   Здесь есть проблема использования электронной цифровой подписи. На сегодняшний день 20 территориальных палат получили право на открытие так называемых удаленных центров регистрации электронной цифровой подписи. Это скромный показатель, но он соответствует картине в целом по стране. Так, со времени принятия в 2002 году Федерального закона «Об электронной подписи» доля юридических лиц, пользующихся в России такой подписью, не превышает 0,2 процента их общего количества (в Евросоюзе - практически все предприятия и около 70 процентов граждан).

   В 2011 году в России в системе госзаказа будет почти 400 тысяч организаций-заказчиков, а число претендентов на заключение с ними контрактов - в несколько раз больше. ТПП предоставляется уникальный шанс занять долю нишевого пространства нового рынка услуг, возникающего в связи с внедрением систем электронного документооборота.

   Широкое поле деятельности для палат открывается и по мере претворения правительственного плана сокращения административных барьеров в строительстве. Госдума принимает закон о негосударственной экспертизе, за который давно уже ратовала ТПП РФ, и здесь также открываются серьезные возможности.

   Немалые возможности для диверсификации услуг, оказываемых торгово-промышленными палатами гражданам, открывает недавно вступивший в силу федеральный закон, вносящий существенные изменения в законодательство об оценочной деятельности применительно к сфере кадастровой оценки земельных участков. Законодательные нововведения открывают перспективы для участия в проведении кадастровой оценки независимых оценщиков и саморегулируемых организаций, уполномоченных выдавать экспертные заключения по итогам проведенной оценки.

   Многие ТПП работают в регионах с сильной сельхозсоставляющей экономики. Есть многообещающий проект создания единой информационной сети в системе агропромышленного комплекса Ульяновской области, который региональная палата реализует совместно с Россельхозбанком и областным министерством сельского хозяйства. Речь об обеспечении доступности современных интернет-технологий для участников аграрного бизнеса и их привлечения к биржевой торговле сельхозпродукцией и минеральными удобрениями.

   Это серьезная и полезная вещь; анализ цен на закупаемые в Ульяновской области удобрения показал, что сельхозпредприятия переплачивали за них на 20-25 процентов больше в сравнении с биржевыми котировками. ТПП могут не только пропагандировать биржевые технологии, но и реально участвовать в создании биржевой инфраструктуры, обучать потенциальных участников операций на товарных рынках.

   Не следует, отметил Сергей Катырин, «сдавать в архив» и традиционные виды услуг, в том числе конгрессную и выставочно-ярмарочную деятельность. У нас есть все шансы увеличить размеры бюджетной поддержки выставок и ярмарок после присоединения России к ВТО, так как правила этой организации не запрещают субсидирование по данной статье.

   В заключение Сергей Катырин особо подчеркнул, что ни расширение спектра услуг, ни наращивание их объема не должны заслонять главного направления – работу с членами палаты и для членов палаты, впрочем, как и для всего российского бизнеса.

   В ходе развернувшейся дискуссии выступили многие представители территориальных палат.

   В частности, президент Тульской ТПП Юрий Агафонов рассказал об участии палаты в разработке плана технологического перевооружения предприятий региона и спектре услуг, оказываемых при этом палатой.

   Президент Московской ТПП Леонид Говоров посвятил свое выступление поддержке и сопровождению инвестиционных проектов, рассказал о работе Московского агентства поддержки экспорта и инвестиций.

   Президент ТПП Калужской области Татьяна Розанова сообщила об услугах, которые палата может оказывать в регионе с высоким промышленным и интеллектуальным потенциалом, отметив необходимость разработки закона, регулирующего отношения между крупным, средним и малым бизнесом в рамках одного промышленного кластера.

   Президент ТПП Дубны (Московская область) Владимир Бобров говорил о развитии инновационной экономики и месте палаты в этом процессе.

   Первый вице-президент Воронежской ТПП Сергей Петровский особо подчеркнул важность согласованных действий региональных властей и палаты в разработке и реализации программ экономического развития территории.

   О сотрудничестве палаты со структурами гражданского общества, в частности, в сфере дополнительного образования рассказала президент Кузбасской ТПП (Кемеровская область) Татьяна Алексеева.

   О развитии биржевой торговли и о роли палаты (предоставление удаленного доступа, обучение и т.д.) рассказал старший вице-президент Ульяновской ТПП Димитрий Кумунджиев.

   «На рынке появляется все больше компаний, предлагающих услуги по экспертной оценке, но, имея в виду высокое качество услуг именно палаты, бизнес прежде всего обращается к нам, - отметил президент Ярославской ТПП Валерий Лавров, - и одна из задач палаты – не опускать планку».

   Во второй части заседания были рассмотрены первые итоги создания, проблемы и перспективы развития Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.

   Перед участниками заседания выступил ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев. Благодаря союзу, который официально начал работать с первого января этого года, товарооборот между его членами – Россией, Беларусью и Казахстаном – по итогам года увеличится на 50 процентов по сравнению с 2009 г.

   Единая таможенная территория в рамках ЕврАзЭC создана. Идет формирование единого экономического пространства. Все делается в полном соответствии с графиком, и действительность даже превосходит наши ожидания, подчеркнул Сергей Глазьев.

   Руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов рассказал о работе службы в условиях Таможенного союза, о нерешенных пока вопросах, о перспективах его развития. Формирование единого таможенного пространства в условиях не сбалансированного, до конца не согласованного «налогового пространства» имеет свою специфику, приходится преодолевать естественные трудности роста. Так, например, размер НДС в странах-участниках различен, что, естественно, приводит к перенаправлению товарных потоков – бизнес стремится экономить.

   Не удается пока полностью перейти на электронное декларирование. Сначала планировалось сделать это в 2011 году, а теперь срок перенесен на несколько лет вперед. Возрос поток китайских товаров через казахскую границу; эти товары появились массово даже в Белоруссии, где их почти не было – в республике отлично работает собственная легкая промышленность. Возросло поступление наркотиков. Все эти и другие вопросы надо решить оперативно.

   Видимо, отметил Андрей Бельянинов, надо стремиться к тому, чтобы ответственность за экономические нарушения была примерно одинаковой на всей территории союза, в противном случае бизнес и инвестиции будут стремиться туда, где ответственность меньше, в ущерб интересам остальных членов ТС. Но в целом единое таможенное пространство демонстрирует свои выгоды - так, объем таможенных платежей весьма серьезно вырос.

   Об оборудовании и строительстве современных пунктов пропуска, что позволит перевозить большее количество грузов и облегчит перемещение людей через границу, рассказал руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Дмитрий Безделов.

 

ИА «ПарлКомм» 24.12.10г.

Руководитель Росграницы принял участие в расширенном заседании Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат России

Развитие государственно-частного партнерства сфере обустройства государственной границы и пунктов пропуска ограничено финансовыми ресурсами, с одной стороны, и пробелами в законодательстве – с другой, – заявил руководитель Росграницы Дмитрий Безделов в ходе пленарного заседания Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат России, которое прошло 22 декабря 2010 г. под председательством главы ТПП России Евгения Примакова.

В настоящее время законодательством определено, что строительство или реконструкция пунктов пропуска осуществляется за счет средств федерального бюджета. Иные источники финансирования для этих целей, в том числе механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), формально не предусмотрены.

   По мнению руководителя Росграницы перспективность использования механизмов ГЧП для модернизации объектов пунктов не вызывает сомнений. Большинство объектов пунктов пропуска не отвечает современным требованиям: сильно физически изношено и оснащено устаревшим оборудованием и т.п. При этом действующая ФЦП «Государственная граница Российской Федерации», в рамках которой выделены средства на обустройство государственной границы, заканчивается в 2011 г. Новая программа, проект которой разрабатывается Росграницей в настоящее время, рассчитана на период с 2012 по 2017 годы.

   Недостаточные объемы необходимых инвестиций в данную сферу в условиях ограниченного бюджетного финансирования сдерживают социально-экономическое развитие страны, т.к. не реализуется полностью ее колоссальный транзитный потенциал.

   Привлечение частных инвестиций при понятном и прозрачном механизме компенсации затрат и исчерпывающем механизме защиты прав инвестора позволит быстрее развивать данную сферу. Дмитрий Безделов подчеркнул, что инвестиции в инфраструктуру в условиях экономического кризиса в силу своей долгосрочности и гарантированности государством окажут стимулирующее воздействие на процессы восстановления экономики.

   Росграница пытается разрешить эту проблему в рамках собственных инициатив.

   Во-первых, Росграница принимает активное участие в подготовке предложений к проекту федерального закона № 213114-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой в первом чтении 17 ноября 2010 г.

   Законопроектом предлагается расширить источники финансирования пунктов пропуска, допустив их строительство и реконструкцию за счет средств юридических лиц.

   Во-вторых, разработан проект федерального закона «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», в котором прямо предусматриваем возможность использования механизмов государственно-частного партнерства для строительства пунктов пропуска.

   В настоящее время названный законопроект дорабатывается с учетом поступивших, в том числе от представителей бизнеса (авиа-, автоперевозчиков, ассоциации морских портов и т.д.) замечаний и предложений.

   В-третьих, Росграницей подготовлен проект международного Договора о пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза, который одобрен на заседании Экспертной группой Комиссии Таможенного союза «Обустройство и оснащение пунктов пропуска на внешней границе государств – членов Таможенного союза», проходившем 14-15 декабря 2010 г. в г. Москве и направлен в Комиссию Таможенного союза.

   Данным проектом международного договора также предусматривается возможность строительства (реконструкции) пунктов пропуска не только за счет средств бюджета, но за счет иных источников финансирования.

   Вместе с тем, в названных законопроектах мы не можем детально регламентировать все процедуры и механизмы государственно-частного партнерства применительно к достаточно узкой сфере – обустройство пунктов пропуска. Это должно быть сделано в рамках общего для всех федеральных органов исполнительной власти закона о государственно-частном партнерстве, который расширит возможности применения Федерального закона «О концессионных соглашениях».

   В пленарном заседании совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат России, посвященном актуальным проблемам состояния и перспективам развития Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, приняли участие руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, старший вице-президент ТПП России Борис Пастухов и вице-президент ТПП России Сергей Катырин, а также представители 170 территориальных палат практически из всех регионов страны.

Росграница