Сегодня 24 августа 2017 года
Для слабовидящих

Обзор публикаций (29.12.2010)

PDFПечатьE-mail

ИА «РАПСИ» 28.12.10г.

Медведев подписал закон о безопасности

Президент России Дмитрий Медведев, открывая во вторник оперативное совещание с членами Совбеза РФ, сообщил, что подписал новый закон о безопасности.

"Мною подписан новый закон о безопасности. Это документ, который, по сути, приходит на смену ранее действовавшему закону и которым определяется перечень угроз, существующих для нашей страны, а также наши средства реагирования на эти угрозы", - сказал Медведев.

Глава государства подчеркнул, что это системный закон для работы Совбеза, силовых и правоохранительных структур. "Исхожу из того, что все присутствующие будут руководствоваться им в своей деятельности", - добавил Медведев.

В совещании приняли участие: председатель правительства РФ Владимир Путин, главы обеих палат парламента - Сергей Миронов и Борис Грызлов, глава администрации президента Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава МИД Сергей Лавров, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр обороны Анатолий Сердюков, директор ФСБ Александр Бортников, директор СВР Михаил Фрадков, руководитель ФТС Андрей Бельянинов.

Как сообщила во вторник пресс-служба Кремля, корректировка действующего закона "О безопасности", а также полномочий органов государственной власти потребовалась в связи с возникновением новых угроз и вызовов, принципиально новых проблем в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами, изменениями в стратегии международного сотрудничества в сфере безопасности.

В законе определяются основные принципы обеспечения безопасности, устанавливаются полномочия президента РФ, федерального собрания, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления в области безопасности. Также определяется статус Совета безопасности РФ, его задачи, функции, состав и порядок деятельности.

К основным задачам Совбеза, согласно закону, относятся обеспечение условий для реализации президентом полномочий в сфере безопасности, формирование госполитики в сфере безопасности и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз и военных опасностей, выработка мер по их нейтрализации.

  

«Вести.ру» 28.12.10г.

Медведев подписал новый закон "О безопасности"

Дмитрий Медведев сообщил о том, что он как президент России подписал закон "О безопасности". Открывая оперативное совещание с членами Совета безопасности России, он добавил, что закон "О безопасности" - это документ, "который по сути приходит на смену ранее действовавшему закону и которым определяется перечень угроз, существующих для нашей страны, а также наши средства реагирования на эти угрозы".

Президент России подчеркнул, что исходит из того, что все присутствующие на заседании будут руководствоваться законом "О безопасности" в своей деятельности.

В совещании с президентом 28 декабря приняли участие председатель правительства России Владимир Путин, главы обеих палат парламента - Сергей Миронов и Борис Грызлов, глава администрации президента Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава МИД России Сергей Лавров, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр обороны Анатолий Сердюков, директор ФСБ Александр Бортников, директор СВР Михаил Фрадков и руководитель ФТС Андрей Бельянинов, сообщает ИТАР-ТАСС.

Чуть ранее, на встрече с главой МЧС Сергеем Шойгу, Дмитрий Медведев подписал указ о едином номере для оперативных служб - 112. В свою очередь Сергей Шойгу отметил, что "этот указ сегодня очень востребован, очень востребована и служба". "Евросоюз все эти годы пытается перейти на Систему-112, у кого-то это получается хуже, у кого-то лучше, но в нашей стране мы начали создавать объединенную диспетчерскую службу в опытном плане", - сказал министр по чрезвычайным ситуациям.

  

«Правда.ру» 28.12.10г.

Медведев передал таможенникам права и кадры ряда ведомств

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации", сообщает пресс-служба Кремля.

Федеральный закон принят Госдумой 22 декабря и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.

Закон направлен на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска.

Законом предусматривается предоставить таможенным органам полномочия по осуществлению в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации транспортного контроля в полном объеме, а также полномочия, связанные с проверкой документов при осуществлении иных видов контроля, помимо таможенного контроля, в специализированных пунктах пропуска.

Реализация Федерального закона будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц ФТС России, Ространснадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Действие Федерального закона будет распространяться на юридических и физических лиц, должностных лиц таможенных органов, а также органов, осуществляющих санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль.

Документом устанавливается, что проведение таможенными органами проверки документов в части осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля будет производиться в специализированных пунктах пропуска. Осуществление таможенными органами полномочий по проведению транспортного контроля будет производиться во всех пунктах пропуска.

Как отмечается в законе, порядок государственного контроля не будет применяться в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при рыболовстве, и произведенной из них рыбной и иной продукции.

Порядок проведения в пунктах пропуска вышеперечисленных видов государственного контроля подлежит установлению актами Правительства Российской Федерации (ведомственными правовыми актами в отношении проведения государственного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами), технология их проведения — ведомственными правовыми актами, в том числе межведомственного характера. Изменения вносятся в 6 законодательных актов.

Предусмотрен особый порядок вступления в силу данного Федерального закона — по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Это связано с необходимостью внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства России, а также передачей штатной численности подразделений контрольных органов (должностных лиц), полномочия которых передаются таможенным органам и необходимостью их переобучения для реализации поставленных задач в пунктах пропуска.

  

РИА «Новости» 28.12.10г.

Медведев подписал закон об ускорении пропуска товаров через границу РФ

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов госконтроля таможенным органам РФ, сообщает во вторник пресс-служба Кремля.

Подписанный закон, говорится в справке пресс-службы, направлен на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через госграницу РФ, а также сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска.

Закон предусматривает предоставление таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска через госграницу России транспортного контроля в полном объеме, а также полномочий, связанные с проверкой документов при осуществлении иных видов контроля, помимо таможенного контроля, в специализированных пунктах пропуска.

Порядок осуществления в пунктах пропуска через госграницу РФ указанных видов государственного контроля предлагается установить актами правительства РФ.

Реализация федерального закона будет осуществляться в пределах установленной правительством РФ численности должностных лиц Федеральной таможенной службы (ФТС) России, Ространснадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Закон был принят Государственной Думой 22 декабря и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.

 

 «TKS.ru» 28.12.10г.

Союз, да не тот

Восстановление экономических связей превзошло замыслы создателей Таможенного союза

Сейчас можно только догадываться, что в большей степени было идеей создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана — стремление хотя бы символически восстановить Советский Союз, желание зафиксировать зависимость стран СНГ от экономики РФ в правилах игры, военно-политические резоны или что-то еще. Но реализация оказалась сильнее идеи. Единое экономическое пространство, правилами игры в котором три правительства занимались весь 2010 год, появится лишь в 2012 году. Но уже сейчас ясно — если оно состоится, впервые в постсоветской истории станет работающим проектом интеграции экономик в бывшем Союзе. На территории бывшего Советского Союза в 2010 году возник новый институциональный агрегат — Таможенный союз. Впрочем, союзов на постсоветском пространстве за годы его существования заключалось немало — от когда-то современного Союза Независимых Государств (СНГ), окончательно похороненного в конце короткой войны между РФ и Грузией 08.08.08, до Союзного государства РФ и Белоруссии, в котором так и не возникло ни союза, ни государства, а существование его ежегодного бюджета в 5 млрд руб. стало, по сути, алиментами, платой за грехи молодости — упразднить существующих "союзных" чиновников и переписать обосновывающие их существование документы выйдет, наверное, дороже и хлопотнее, как хлопотно бывает переоформлять паспорт и кучу других документов после развода. Однако в отличие от романтических союзов ТС изначально строился по прагматическому расчету — и вследствие этого его участники пока заняты конкретными вопросами детализации подписанных соглашений для извлечения из них предполагаемых выгод, а не формальным оформлением своего статуса.

Иллюстрацией к этому тезису может служить вся история взаимоотношений РФ, РБ и РК в рамках ТС на протяжении 2010 года. Напомню, с 1 января для унификации правил игры и облегчения свободы движения товаров три страны ввели в действие (оговорив исключения) единый таможенный тариф, с 1 июля — Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), а два из трех союзников — РФ и РБ — объединили 5 июля свои таможенные территории. При этом при наличии соглашения о ТКТС и ЕТТ детали функционирования единого таможенного пространства не были ясны никому из правоприменителей и много в чем обсуждались на ходу, однако постепенно становились реальностью, во многом из-за того, что в процесс включились экономические операторы двух государств, имеющие в нем свой интерес.

К началу функционирования ЕТТ взгляды на нее извне и изнутри радикально отличались. Так, в ФТС РФ отнеслись к объединению таможенных территорий формально — сотрудники пресс-службы этого ведомства на вопрос, что будет происходить на границе, где до 1 июля 2010 года грузоперевозчики обязаны были проходить процедуру таможенного контроля, честно говорили: "Ну подождите месяц, мы не готовы, только что же все случилось, вот сложится практика…" Мы спрашивали: "Знаете ли вы, что ФТС не имеет формальных оснований для таможенного контроля на границе с РБ?" — а нам отвечали: "Ну мы же не можем вообще оставить границу без контроля! Вы представляете, что начнется?"

Глава ФТС Андрей Бельянинов в это же время писал пространные письма таможенникам — о том, как применять ТКТС в части, не противоречащей законодательству РФ, притом что де-факто РФ должна была привести свое таможенное законодательство в соответствие с нормами ТКТС еще до вступления кодекса в силу. Эту же позицию отстаивали чиновники комиссии Таможенного союза (КТС): примат международных договоров над национальным законодательством РФ мало того что закреплен в ее Конституции, так еще и прямо оговорен в самих этих договорах. Однако призванный привести российское законодательство в соответствие ТКТС законопроект "О таможенном регулировании" на тот момент стал полем битвы между ФТС и Минэкономики РФ — при этом в работе над документом ведомства больше делили полномочия, нежели искали необходимые соответствия.

Где-то в начале июля, занявшись исследованием юридической стороны вопроса, я позвонил в ФТС узнать, каков формальный статус писем господина Бельянинова российским таможенникам, но вместо этого неожиданно получил ответ на вопрос о том, чья сторона возьмет верх в споре. Потому что ответ на мой вопрос звучал так: "Ну… Вы понимаете, это же не нормативный акт. Это письма. Просто письма". Потому что если главный таможенник, руководитель одной из самых закрытых федеральных служб РФ, администратор половины дохода федерального бюджета (4,1 трлн руб. в 2010 году) Андрей Бельянинов пишет своим подчиненным "просто письма" о том, как им применять ТКТС в части, не противоречащей законодательству РФ, значит, приказать он им не может. Не имеет оснований.

Так и вышло. Уже 22 июля в секретариат КТС обратился вице-премьер РБ, член комиссии Андрей Кобяков с письмом "о ситуации, сложившейся на белорусско-российской государственной границе после 6 июля 2010 года, и проблемных вопросах при осуществлении на ней санитарно-эпидемиологического надзора и транспортного контроля". А 13 августа о проблемах ТС секретариат комиссии и правительство РФ также проинформировал первый вице-премьер Казахстана и член КТС Умирзак Шукеев. 17 августа вопрос обсуждался на заседании комиссии по проблемным вопросам ЕТТ, а результатом ее стало решение КТС № 335, пунктом первым в котором значилось "принять к сведению информацию российской стороны об отмене с 18 августа указаний ФТС по вопросам таможенного декларирования и таможенного контроля на внутренних границах ТС".

Примечательно, что в это же время Минэкономики и ФТС РФ по поручению президента Дмитрия Медведева, данному на совещании по инвестиционному климату в Сочи 16 августа, достигли первого конструктивного согласия в работе над проектом закона о таможенном регулировании. Однако в сентябре к дискуссии о содержании этого документа присоединилась комиссия Таможенного союза — ее ответственный секретарь Сергей Глазьев обратился к председателю КТС, первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову с письмом, в котором предупредил: российский законопроект в существующем виде будет конфликтовать с действующим ТКТС как главенствующей нормой таможенного законодательства ТС. На доводку 600-страничного документа о новых правилах внешней торговли ушло еще полгода — решающее, второе чтение он прошел только 2 ноября (см. “Ъ” от 3 ноября), а в силу вступит 29 декабря. При этом неофициально источники “Ъ” в КТС в декабре 2010 года рассказали, что нарекания к российскому закону у комиссии остались, после Нового года работа по устранению противоречия национального законодательства наднациональному "будет продолжена".

Проигранная таможней битва за границу была небольшим эпизодом в работе, которая параллельно шла в КТС и профильных ведомствах трех стран, по подготовке новых, гораздо более масштабных изменений экономического пространства трех стран — речь о пакете документов ЕЭП, которые призваны были продолжить процесс унификации трех экономик ТС. Так, 11 из 19 соглашений по ЕЭП, написанных под контролем Минэкономики, на раннем этапе предполагали даже согласование сторонами макроэкономической политики на уровне ЕС (см. “Ъ” от 15 ноября). И хотя варианты некоторых из этих же соглашений, подписанные главами государств ТС 9 декабря, стали гораздо более рамочными, думаю, в 2012 году первые попытки их применения будут не менее интересными, чем процесс стирания таможенных границ на карте ТС в 2010-м.