Сегодня 23 октября 2017 года
Для слабовидящих

11_09_ban

История Южного таможенного управления

PDFПечатьE-mail

Таможенные обычаи возникли в низовьях Дона, на побережье Азовского и Черного морей задолго до появления Российского государства. Еще народы древнего мира, оценив все выгоды географического положения этой местности, начали основывать здесь свои торговые поселения. Уже в VI веке до н.э. здесь появилось множество греческих полисов, в том числе Пантикапей (современная Керчь), ставший столицей Боспорского царства, Фанагория, Гермонасса, Феодосия и другие. Основные содержательные аспекты таможенных формальностей с античных времен дошли до современной эпохи: сбор таможенных пошлин, установление различных преференций, дифференцированное таможенное обложение, ведение таможенных записей (прообраз деклараций), заключение межгосударственных торговых договоров.

Таможенная служба на Юге современной России берет свое начало в 1557 году со взимания таможенных пошлин в Астрахани.

С приходом к власти Петра I началась борьба за выход России к южным морям. Именно в этот период в регионе получает свое развитие государственная таможенная служба, строились крепости и форпосты, в которых устанавливались таможенные заставы.

Продолжая политику своего отца, 15 декабря 1749 года императрица Елизавета Петровна подписывает грамоту об учреждении Темерницкой таможни – родоначальницы Ростова-на-Дону. С тех пор пройдет еще много времени и событий, таких как учреждение таможни в Таганроге, создание Новороссийской таможенной заставы и Сухум-Кальского карантинно-таможенного округа, положивших начало истории таможенных учреждений в Туапсе, Сочи, Адлере, образование после Октябрьской революции Южного таможенного округа…

Современный этап истории таможенной службы на Юге России начался 20 апреля 1992 года, когда приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации было создано Северо-Кавказское (с июля 2000 года – Южное) таможенное управление.

Южный регион страны обладает уникальным сочетанием факторов – подготовленные кадры, сильная наука, значительный промышленный и ресурсный потенциал, мощная транспортная инфраструктура, крупный бизнес, развитая экономика, привлекательные инвестиционные программы, удачное географическое и геополитическое положение. Все это дало широкие возможности для укрепления экономических связей с зарубежьем и развития предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. Для динамичного развития внешней торговли стала насущно необходима эффективно функционирующая таможенная система с развитой инфраструктурой.

Добиваясь совершенствования организационной структуры службы, ГТК России преследовал две главные задачи: во-первых, в короткие сроки создать таможенные органы на новых границах страны; во-вторых, за счет образования сети «внутренних» таможен и таможенных постов обеспечить приближение таможенного оформления и контроля к местам расположения большинства участников ВЭД.

За довольно короткий по историческим меркам период Южным таможенным управлением пройден без преувеличения большой путь. Четверть века назад, когда был подписан приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации о создании управления, первым его сотрудникам пришлось решать непростые задачи, практически «с нуля» формировать коллектив, способный быстро начать эффективно работать, обеспечивая экономическую безопасность страны и ставшего приграничным региона.

Сегодня Южное таможенное управление занимает достойное место в системе таможенной службы России. Регион деятельности ЮТУ – площадью почти 417 тысяч квадратных километров, где располагаются шесть субъектов Российской Федерации Южного федерального округа с населением около 14 миллионов человек. С трех сторон регион окружают внешние границы страны: с Украиной на западе, с Казахстаном на востоке, с Абхазией на юге. Общая протяженность сухопутной границы около полутора тысяч километров, морская граница – почти 890 километров. Южное таможенное управление состоит из восьми таможен – Астраханской, Краснодарской, Миллеровской, Новороссийской, Ростовской, Сочинской, Таганрогской, Южной оперативной – и 50-ти таможенных постов.

Выполняя поставленные руководством Федеральной таможенной службы задачи, южнороссийские таможенники вносят весомый вклад в укрепление экономики Южного федерального округа и России в целом, защищая национальные интересы страны, пресекая нарушения законодательства в сфере таможенного дела, способствуя развитию внешнеэкономических связей.