Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Южное таможенное управление

14 февраля 2019 10:07

Информация о типовых причинах и условиях совершения административных правонарушений и проводимой таможенными органами ЮТУ профилактической работе в 4 квартале 2018 года

В 4 квартале 2018 года окончено производство (назначены наказания уполномоченными лицами таможенных органов региона, кроме ЮОТ) по 1 424 делам об АП. Из них в отношении юридических лиц вынесено 913 постановлений, в отношении должностных лиц 291 постановление и в отношении индивидуальных предпринимателей 220 постановлений. В соответствии с требованиями административного законодательства РФ внесено 1 247 представлений об устранении выявленных причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Основными составами правонарушений, по которым вносились представления, являлись нарушение порядка представления статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ – 506 фактов), нарушение валютного законодательства РФ (ст. 15.25 КоАП РФ – 351 факт), недекларирование, недостоверное декларирование товаров, а также представление недействительных документов при таможенном декларировании, послуживших основанием для несоблюдения запретов и ограничений (ст. 16.2 КоАП РФ – 207 фактов), несоблюдение порядка таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ – 36 фактов), непредоставление или нарушение срока предоставления в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ – 27 фактов), незаконное пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21 КоАП РФ – 17 фактов).

Основной массив правонарушений допускается хозяйствующими субъектами при осуществлении торговых взаимоотношений с контрагентами, входящими в страны-члены ЕАЭС, в части нарушение порядка представления статистической формы учета перемещения товаров. Причинами, по пояснениям привлекаемых к ответственности лиц, в большинстве случаев служат либо неосведомленность предпринимателей об обязанности, закрепленной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли российской федерации с государствами - членами ЕАЭС» и ненадлежащая организация процесса заполнения и представления статистической отчетности внутри организации (низкая квалификация и ответственность работников, отсутствие контроля со стороны руководящего состава, отсутствие технических средств, отсутствие внутриорганизационного закрепления конкретных лиц, ответственных за предоставление статистической формы и пр.).

Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые заключили сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (ч. 2 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7.13 КоАП РФ, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров (примечание 2 к ст. 19.7.13 КоАП РФ).

Вместе с тем, в начале 2019 года (по состоянию на 10.02.2019) наметилась тенденция к снижению фактов выявленных правонарушений такого характера. Для сравнения: за истекший период 2019 года выявлено 332 факта нарушений, в аналогичном периоде прошлого года выявлено 543 факта. Несмотря на то, что в приведенных массивах имеют место нарушения, характеризующиеся сериями дел об АП в отношении одного и того же субъекта, возможно прогнозировать снижение допускаемых предпринимателями, организациями и их должностными лицами в течение всего 2019 года.

Правонарушения, предусмотренные ст. 16.2 КоАП РФ, совершаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на этапе таможенного декларирования товаров.

Указанная статья предусматривает наступление административной ответственности в следующих случаях:

  • недекларирование товаров, подлежащих декларированию;
  • заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера;
  • заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например, физические – размер монитора компьютера, химические – наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС). Данные категории нарушений актуальны для многокомпонентных товаров, продуктов химической отрасли и товаров, имеющих применение в нескольких производственных сферах.

Основными причинами совершения правонарушений по ст. 16.2 КоАП РФ являются:

  • неиспользование декларантом прав, предусмотренных п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС, в том числе права на осмотр товаров, взятие проб и образцов, привлечение экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах до подачи декларации на товары;
  • неверное распределение транспортных расходов на перевозку товаров, влияющих на таможенную стоимость и занижающих сумму таможенных платежей;
  • представление в таможенный орган документов о соответствии декларируемых товаров (декларации, сертификаты) требованиям технических регламентов ЕАЭС, полученные с нарушением законодательства в области технического регулирования, либо не относящихся к декларируемому товару;
  • представление в таможенный орган документов о соответствии декларируемых товаров (декларации, сертификаты) требованиям технических регламентов ЕАЭС, при отсутствии на товарах маркировки, соответствующей установленным требованиям (документ не распространяет свое действие в отношении декларируемых товаров).

Указанная статья КоАП РФ, также имеет примечания, при выполнении которых лицо может быть освобождено от административной ответственности. Данная мера является инструментом самостоятельного устранения вредных последствий своевременно выявленного ненадлежащего исполнения норм таможенного законодательства ЕАЭС.

Субъектами правонарушения, связанного с нарушением порядка  представления в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) являются лица (должностные и юридические), на которых таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления таможенному органу отчетности.

Обязанность представления отчетности в таможенные органы установлена таможенным законодательством для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, владеющих и (или) пользующихся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада.

Нарушения данной категории связаны с внесением в отчетность недостоверных сведений, невнесением информации о части товаров либо нарушением срока представления отчетности.

Правонарушения данной категории зачастую связаны с отражением в отчетности недостоверных сведений (технические ошибки, неполные сведения), причиной которых служит небрежность (невнимательность) лица, на которого возложена обязанность по подготовке документов. Несвоевременность же представления (или непредставления) отчетности характерна для случаев несогласованности действий работников лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а для иных хозяйствующих субъектов по причине незнания норм таможенного законодательства ЕАЭС и РФ. Условием совершения правонарушения, как и в случае со статистическими формами отчетности, является отсутствие надлежащего организации контроля за полнотой и достоверностью данных, внесенных в таможенную отчетность.

В ходе осуществления своей предпринимательской деятельности юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях сокращения издержек и минимизации расходов могут принять решение об использовании в качестве основных и (или) оборотных средств товары, не произведенные на территориях стран ЕАЭС, которые в свою очередь могут быть незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС (ст. 2 ТК ЕАЭС). Хозяйствующие субъекты не предпринимают необходимых мер по проверке законности нахождения таких товаров на территории ЕАЭС. При наличии доказательств использования предметов указанной категории (приобретение, хранение либо транспортировка), виновное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть подвергнуты административному наказанию по ст. 16.21 КоАП РФ.

Причинами и условиями совершения правонарушений данной категории является пренебрежение работников организаций и индивидуальными предпринимателями объективной возможностью проверки информации о законности нахождения на территории ЕАЭС иностранных товаров или игнорирование очевидных данных об имеющихся ограничениях, возложенных таможенными органами, перед их приобретением, принятием на хранение или к перевозке (покупка грузового транспортного средства для осуществления перевозок по территории РФ, в отношении которого не завершена таможенная процедура свободной таможенной зоны; приобретение и последующая реализация (хранение) иностранной табачной продукции, на которой отсутствуют акцизные марки стран-участников ЕАЭС; незаконное использование иностранного морского судна, помещенного под таможенную процедуру; использование в производственном процессе иностранного оборудования, в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги и т.д.). Привлекаемые к ответственности лица свои противоправные действия мотивируют возникающими временными и материальными затратами на проверку такого рода сведений, однако, подобные действия в конечном итоге могут привести к конфискации товара и (или) применению наказания в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратной его рыночной стоимости.

Участники внешнеэкономической деятельности, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования, которые являются публично известными и доступными к изучению, должны знать о существовании установленных обязанностей и обеспечивать их выполнение, то есть реализовывать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Правовая обязанность резидента как лица, ответственного за соблюдение положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, то есть не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пп. «б» п.2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», органами валютного контроля являются Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы.

Выявляемые таможенными органами в рамках полномочий правонарушения, в основном связаны с нарушением правил репатриации валюты и порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям.

В первом случае резидентом, в большинстве случаев, не предпринимаются меры, направленные на исполнение возложенной на него валютным законодательством РФ обязанности по получению денежных средств за переданные товары либо не возврат валюты за не ввезенные на территорию РФ товары (примерами для предотвращения возможных негативных последствий могут служить: выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности, деловой репутации; внесение в договор (контракт) способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации нерезидента (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.); применение таких форм расчета по внешнеторговому договору (контракту), которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязательств по договору (контракту) и пр.)

Во втором случае причины несоблюдения порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям схожи с причинами, характерными для описанных выше ситуаций при нарушении порядка предоставления статистической отчетности в таможенные органы.

Правонарушения, связанные с несоблюдением порядка таможенного транзита, допускаются перевозчиками по причине отсутствия надлежащего инструктажа и контроля за действиями водителей при перевозке товаров по таможенной территории ЕАЭС. Данные обстоятельства приводят к тому, что доставка товаров происходит в зону таможенного контроля, отличную от установленного таможенным органом отправления либо с нарушением установленного срока.

Исходя из положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина индивидуального предпринимателя может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В противном случае дело об АП не подлежит возбуждению в силу ст. 24.5 КоАП РФ.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Все нарушения установленных правил и норм, имеющие место в деятельности юридических лиц, обусловлены соответствующими противоправными действиями (бездействием) их работников и должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, в связи с чем действия этого работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.

При привлечении к административной ответственности юридического лица,  должностное лицо (директор, руководитель, главный бухгалтер и пр.), в случае неисполнения возложенной на него обязанности, может также нести административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Среди самых распространенных мер, предпринятых организациями (их должностными лицами) и предпринимателями по устранению причин и условий выявленных правонарушений можно выделить следующие:

  • самостоятельное изучение руководителями и проведение занятий с подчиненными должностными лицами норм таможенного законодательства ЕАЭС и РФ, положения которых были нарушены;
  • проведение разъяснительных бесед с работниками, чьи действия повлекли за собой нарушение действующего законодательства, привлечение их к дисциплинарной ответственности;
  • издание внутренних распорядительных документов, устанавливающих конкретным работникам круг ответственности за определенные направления работы в организации;
  • разработка механизма (порядка) взаимодействия подчиненных работников и организации с третьими лицами при осуществлении деятельности, регулируемой таможенным законодательством ЕАЭС и РФ;
  • заключение договоров или внесение дополнений в ранее заключенные с лицами, осуществляющими услуги в сфере таможенного дела на профессиональной основе.

В случае возникновения затруднений по реализации правоотношений в сфере таможенного дела, заинтересованное лицо вправе обратиться за консультацией в таможенный орган в соответствии с положениями ТК ЕАЭС.

Оценить