Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Южное таможенное управление

11 мая 2018 13:34

Обязанности государственных служащих, установленные законодательством РФ в целях противодействия коррупции

Южное таможенное управление - Обязанности государственных служащих, установленные законодательством РФ в целях противодействия коррупции

Лекция: «Обязанности государственных служащих, установленные законодательством РФ в целях противодействия коррупции»

Сегодня предлагаю рассмотреть существующие обязанности должностных лиц, установленные в целях противодействия коррупции.

1. К одной из таких обязанностей относится - уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Порядок такого уведомления разработан во исполнение требований части 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и утвержден приказами ФТС России от 18.01.2010 № 57 и ЮТУ от 02.03.2010 № 190.

Должностные лица таможенных органов обязаны уведомлять начальников таможенных органов обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Должностные лица таможенных органов с момента обращения выполняют ряд действий:

- заполняют уведомление на имя начальника таможенного органа, в котором указывают информацию о фактах обращения по рекомендуемому образцу или в произвольной форме с изложением фактических обстоятельств происшедшего,

- а также информируют в устной форме непосредственных начальников о факте обращения и направлении уведомления;

- передают документ лично либо при отсутствии такой возможности - по каналам факсимильной связи должностному лицу оперативно-дежурного подразделения таможенного органа, не позднее одних суток с момента факта обращения.

Уведомление должно содержать следующие сведения:

фамилию, имя, отчество должностного лица, заполнившего уведомление, его должность, место работы (службы), домашний адрес, контактный телефон;

о физическом лице, склоняющем должностное лицо к совершению правонарушения (фамилию, имя, отчество, должность и т.д.);

сущность предполагаемого правонарушения (злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог и т.д.);

способ склонения к правонарушению (подкуп, угроза, обещание материальных благ, обман, насилие и т.д.);

время, дату склонения к правонарушению;

место склонения к правонарушению;

обстоятельства склонения к правонарушению (телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление и т.д.).

К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы, подтверждающие обстоятельства такого обращения.

Также при наличии достаточных данных о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности должностные лица таможенных органов, склоняемые к совершению уголовно наказуемого деяния, обращаются с заявлением в подразделение по противодействию коррупции таможенного органа, уведомляют органы прокуратуры или другие государственные органы о данных фактах, о чем обязаны сообщить непосредственному начальнику.

Должностное лицо таможенного органа, уведомившее о фактах обращения, о фактах совершения другими должностными лицами таможенных органов коррупционных правонарушений, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение должностным лицом указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Также к обязанностям в целях противодействия коррупции относится обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Должностные лица представляют ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о полученных ими доходах, расходах об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данная обязанность предусмотрена, прежде всего, ФЗ № 273, а также ФЗ № 114 для сотрудников и ФЗ № 79 для гражданских служащих.

Непредставление гражданским служащим указанных сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений также является правонарушением, влекущим увольнение служащего со службы.

Статьёй 20.1 ФЗ № 273 предусмотрено, что государственный служащий обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае если государственный служащий обнаружили, что в представленных в кадровую службу сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений (Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559).

3. Еще одна обязанность - принимать меры по недопущению и по предотвращению любой возможности возникновения конфликта интересов, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов как только станет об этом известно.

Понятие конфликта интересов установлено статьёй 10 ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 285-ФЗ).

Под конфликтом интересов в указанном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под лицами, состоящими в близком родстве или свойстве понимаются - родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего. Например, путем заполнения специального уведомления о такой ситуации на имя начальника таможенного органа – как только станет об этом известно.

В случае, если лицо владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством (Ст.1012 ГКРФ - договор доверительного управления).

4. Также к обязанностям, связанным с противодействием коррупции, относится уведомление обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Приказом ФТС России от 24.03.2016 № 568 утверждено Положение о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации о получении подарка.

Применительно к данным правоотношениям указанным приказом ФТС России установлено понятие "подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями" – это подарок, полученный должностным лицом таможенного органа от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);

"получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей" – это получение, должностным лицом таможенного органа лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.

Указанным Положением ФТС России установлено что:

- необходимо сообщать обо всех случаях получения подарка;

- уведомление в 2-х экземплярах по установленной форме представить в тыловую службу управления не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка (или со дня возвращения из командировки, если подарок получен в командировке, или со дня устранения причин, независящих от должностного лица, получившего подарок, не позволивших ему уведомить своевременно);

- приложить к уведомлению соответствующие документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка.

5. Помимо указанного к рассматриваемым обязанностям можно отнести предварительное уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы.

В соответствии с частью 2 статьи 14 ФЗ № 79 гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

То есть перед выполнением иной оплачиваемой работы необходимо уведомлять начальника управления.

В целях конкретизации данного положения издан приказ ФТС России от 09.09.2015 № 1842.

6. Помимо этого, частью 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, замещавший должности государственной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Оценить